На фоне усиления конкуренции с сетями «Красное & белое» и «Бристоль» у другой федеральной розницы вернулся интерес к алкомаркетам. О запуске формата с расширенным алкогольным ассортиментом задумалась X5. Начать развивать его группа может на базе магазинов «Покупалко», купленных в 2023 году. Алкомаркеты считаются доходным форматом, все больше отнимающим трафик у традиционных магазинов.
X5 («Перекресток», «Пятерочка», «Чижик», «Около») рассматривает возможность запуска алкомаркетов, рассказали “Ъ” два источника на рынке ритейла и один на алкогольном. Пилотные магазины уже есть на юге страны, это компактные точки на 100—200 кв. м с акцентом на алкоголь, сказал один из них. В X5 сообщили, что сейчас не тестируют алкомаркеты и не открывали новых площадок, но всегда анализируют эффективность разных форматов и ищут новые возможности для роста. «Решения в данном направлении не приняты»,— сказал представитель компании.
Один из собеседников “Ъ” предполагает, что речь может идти о переформатировании магазинов «Покупалко», перешедших под контроль X5 вместе с сетью «Покупочка» после приобретения год назад компании «Тамерлан».
В общей сложности группа получила 298 точек в пяти южных регионах России. «Покупочки» перешли под существующие бренды группы. «Покупалко» пока работают в прежнем формате, сообщили “Ъ” в X5. Изначально они позиционировались как магазины у дома с расширенным ассортиментом алкоголя и товарами из матрицы «Покупочки». На их месте обсуждается запуск магазинов, где помимо большого выбора алкоголя будет готовая еда и категория «фреш» (свежие овощи и фрукты, мясо, выпечка), рассказал один из источников “Ъ”.
X5 уже экспериментировала с алкомаркетами в конце 2015 года, запустив сеть «Пьятница». Этому решению тогда способствовали наличие свободных площадей малого формата и массовый снос палаток и ларьков — группа рассчитывала занять их нишу. Но, открыв к 2019 году 45 «Пьятниц», X5 свернула проект, перебрендировав магазины в «Пятерочки». Схожий путь прошел конкурент Х5 «Магнит». Открыв в 2019—2021 годах три магазина «Магнит вечерний», сеть свернула эксперимент. «Пьятница» и «Магнит вечерний» «не взлетели», поскольку, по сути, дублировали ассортимент основных форматов «Пятерочки» и «Магнита», считает партнер One Story Ольга Сумишевская.
Новая волна интереса к магазинам с высокой долей алкоголя в ассортименте возникла на фоне успешного развития сетей «Красное & белое» и «Бристоль», считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
По данным Infoline, выручка объединявшей их Mercury Retail Group увеличилась за 2023 год на 20,4%, до 1,15 трлн руб. У «Магнита» — на 9%, до 2,5 трлн руб. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что интерес к специализированным магазинам различных категорий в целом растет. Они показывают более высокую эффективность по сравнению с традиционными продовольственными магазинами с точки зрения как выручки с квадратного метра, так и операционной рентабельности, говорит эксперт.
Господин Ибрагимов считает, что сети, подобные «Красному & белому» и «Бристолю», отнимают долю преимущественно у неорганизованной розницы, но и игроки вроде «Пятерочки» рискуют потерять часть трафика, если не будут развивать схожий формат. Тенденция может стать ощутимее из-за роста представленности в алкомаркетах товаров повседневного спроса. Сейчас продукты питания, по данным Platforma, формируют 45% их ассортимента. Это привлекает в том числе покупателей, не заинтересованных в алкоголе, отмечали ранее аналитики.
«Лента» в апреле 2024 года начала тестировать винно-продуктовые магазины «Вингараж», открыв первые точки в Санкт-Петербурге. «Магнит» пока сконцентрирован «на улучшении и развитии действующих форматов», уточнил представитель ритейлера. Хотя доля алкоголя, по его словам, в ассортименте ультрамалых магазинов «Магнит Рядом» и «ДиксиGO» в среднем выше, чем в обычных.