Рост интереса потребителей к алкоголю в небольших бутылках привел к тому, что производители стали увеличивать выпуск такой продукции. Так, например, Алкогольная сибирская группа за счет партнерства с «Башспиртом» расширит производство своих крепких напитков в емкостях от 0,1 л до 0,25 л. Другие крупные игроки также отмечают значительное увеличение продаж в этом сегменте, но сомневаются, что эта тенденция продержится долго.
«Башспирт» (развивает алкогольные бренды Fenomen, Kurai и «Белебеевская») получил декларацию соответствия на производство водки «Тельняшка» и «Хаски», обнаружил “Ъ” в реестре Росаккредитации. По данным Роспатента, эти бренды принадлежат Алкогольной сибирской группе (АСГ; развивает также марки «Белая березка», «Сиббиттер», «Пять озер»). В группе сообщили “Ъ”, что «Башспирт» будет разливать эти напитки в небольших бутылках объемом от 0,1 л до 0,25 л, так как у самой АСГ не хватает мощностей для увеличения такого производства. Там также отметили, что в последнее время резко выросли объемы заказов на алкоголь в таком литраже от их контрагентов.
В Ladoga (бренды «Царская», Barrister, Fowler’s) подтверждают тенденцию роста интереса со стороны потребителей к напиткам в небольших бутылках. По данным компании, в целом по стране продано за первое полугодие 2024 года 157 тыс. дал алкоголя в малом литраже (объемом до 0,5 л), что на 58% больше год к году. Продажи водки в небольшой таре у Ladoga выросли на 38%, джина — на 26%, а виски — в 3,5 раза. По словам представителя другого крупного игрока рынка — «Татспиртпрома» (владеет водочными брендами Tundra, «Ханская», Graf Ledoff), самая высокая динамика роста среди малолитражной продукции наблюдается в сегменте 0,25 л — за первые пять месяцев 2024 года продажи водки и ликеро-водочных изделий в таких бутылках в целом по рынку выросли на 13% год к году, до 8,9 млн л.
На Калужском ликеро-водочном заводе «Кристалл» тоже отмечают рост продаж алкоголя в небольших бутылках, но подчеркивают, что такая продукция все еще составляет небольшую долю в общем объеме продаж алкогольных компаний. В то же время там сомневаются, что тренд на рост алкоголя в такой таре будет устойчивым. Между тем, по данным NielsenIQ, за январь—май 2024 года продажи бренди объемом от 0,2 л до 0,5 л выросли в России на 8% в натуральном выражении и на 15% в денежном, виски — на 33% и 48% соответственно, водки в бутылках 0,25 л — на 1% и на 4%.
Секретарь гильдии «Алкопро» Андрей Московский полагает, что причиной роста продаж алкогольной продукции в малолитражных объемах стало стремление потребителей больше экономить.
Поскольку в России расчет акциза на крепкую алкогольную продукцию считается от 1 л спирта, то меньшая бутылка стоит значительно дешевле, поясняет эксперт. По данным Федеральной налоговой службы, с 1 мая 2024 года акциз на крепкий алкоголь составляет 643 руб. за 1 л безводного этилового спирта.
Директор по маркетингу «Татспиртпрома» Елена Слободанюк отмечает, что в этом году компания значительно увеличила в своем портфеле крепкие напитки, разливаемые в небольшие бутылки, в том числе начав выпускать в таком формате джин, коньяк, виски и настойки. Президент Ladoga Вениамин Грабар полагает, что для алкогольных производителей это отличная возможность познакомить потребителя со своими новинками, которых на полках сейчас в избытке. По его словам, потребителю психологически легче потратить меньшую сумму на покупку пока неизвестного для него напитка.