На фоне роста продаж минеральной воды и восстановления импорта производители задумались об оптимизации портфеля. Связанная со структурами «Альфа-групп» IDS Borjomi Russia продала новосибирскому бизнесмену Евгению Громчакову ООО «Карачинская звезда», на балансе которого могут быть мощности по производству воды «Чистозерье». Сделка стоимостью 60—65 млн руб., вероятно, продиктована стремлением IDS Borjomi Russia сфокусироваться на федеральных брендах, уйдя от конкуренции с региональными игроками, считают на рынке.
Собственником 100% долей в ООО «Карачинская звезда» в начале июня стало ООО «Торговый дом Усть-Каменский», следует из данных Kartoteka.ru. Ранее структура контролировалась ООО «Компания Чистая вода» (99% долей) и «Минводы Боржоми» (1%). Обе структуры входят в IDS Borjomi Russia: согласно Kartotreka.ru, они принадлежат офшору Highroad Holdings. Последний, как следует из презентации для инвесторов, управляется Rissa Investments Limited, головной структурой IDS Borjomi. В компании на вопросы “Ъ” не ответили. В «ТД Усть-Каменский», согласно Kartoteka.ru, 99% принадлежат Евгению Громчакову, 1% — Андрею Голодову. Связаться с ними не удалось. Собеседник “Ъ” на рынке уточнил, что господин Громчаков — новосибирский бизнесмен и «занимается разработкой карьеров»
На июнь 2022 года 49,99% Rissa Investments владела «Альфа-групп», следует из материалов представителя держателей облигаций. Перед этим группа передала правительству Грузии 7,73% в Rissa Investments для снятия ограничений.
Весной 2022 года, после введения санкций ЕС и Великобритании в отношении основателей «Альфа-групп» Михаила Фридмана и Петра Авена, IDS Borjomi Georgia приостанавливала производство.
ООО «Карачинская звезда» создано в 2023 году. На его балансе лицензия на разработку скважины минеральной воды в Чановском районе Новосибирской области, следует из реестра Роснедр. Независимый эксперт Алена Кондратьева поясняет, что «Карачинская звезда» выпускает воду «Чистозерье». Именно права на бренд, вместе с производственными мощностями, по ее словам, были реализованы.
Стоимость сделки могла составить 60—65 млн руб., считает эксперт. Директор «Аква-Вайт» Алексей Воинов отмечает, что обычно окупаемость источника с минеральной водой составляет три—пять лет.
Бренд «Чистозерье» первоначально контролировался компанией «Чистая вода», созданной в 1998 году. В 2017 году ее владелец, девелопер Андрей Шарков, продал этот бизнес IDS Borjomi Russia. Алена Кондратьева называет «Чистозерье» узнаваемым региональным, но не федеральным брендом. В портфеле IDS Borjomi есть более сильные марки, например «Святой источник», возможно, решено сфокусироваться на них, поясняет эксперт. Алексей Воинов обращает внимание на то, что на рынке Новосибирской области у «Карачинской звезды» есть сильный конкурент — «Карачинский источник», это могло стать поводом для решения о продаже. Директор «Карачинского источника» Владимир Хританков сказал “Ъ”, что не осведомлен о бизнесе проданной компании.
Согласно данным NielsenIQ, продажи в категории воды в России в натуральном выражении в период с 26 мая 2023 года по 26 мая 2024 года выросли на 11,1% к предыдущем 12 месяцам. Спрос непосредственно на минеральную воду увеличился на 14,8%, воду со вкусом — на 54,7%. Динамика прослеживается на фоне постепенного восстановления импорта. Как следует из подсчетов ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак») в январе—марте в Россию ввезли 49,65 млн л воды, на 11% больше, чем за аналогичный период предшествующего года. На рынке динамику связывали с восстановлением потоков после 2022 года.