Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ       ПОИСК    
17.08.2020

Молочный фальсификат попадает в школы и больницы

Инспекторы управления Россельхознадзора обнаружили в Самаре предприятие, на котором научились обходить не только законы страны, но, похоже, и физики. Из 12 кг молока там ухитрялись вырабатывать 20 т масла. Компания поставляла продукцию в детские сады и школы по всей России. Эксперты отмечают, что производителей фальсифицированных молочных продуктов за год стало значительно меньше, однако, покинув розницу, они перешли на обслуживание социальных учреждений. «Известия» разбирались в ситуации.

Волшебный литр молока

Специалисты Россельхознадзора при анализе работы предприятий Самарской области в ФГИС «Меркурий» обнаружили странные данные, предоставляемые ООО «Диапур». Кроме того что во всех электронных ветеринарных сопроводительных документах предприятия не было данных о проведенных лабораторных исследованиях продукции и об источниках сырья, выяснилось, что в ООО «Диапур» научились производить продовольствие буквально из воздуха.

Согласно одному из документов, из 12 кг молока удалось выработать 20 т сливочного масла. Также представлены сведения, что из 6 кг молока выработано 60 т сыра, а в другом случае для производства 44,2 т сыра хватило вообще одного килограмма молока. По данным Россельхознадзора, таких транзакций было проведено несколько десятков.

Продукция ООО «Диапур» отправлялась по всей России: в Московскую, Новосибирскую области, Приморский край, Владивосток. Причем перемещалась она с невероятной скоростью: из данных системы «Меркурий» следовало, что по электронным ветеринарным документам молочная продукция выехала из Приморского края 11 октября 2019 года в 12:35 минут, а в Самару прибыла спустя минуту.

Фальсифицированный продукт этой компании в этом году, среди прочего, обнаружили в детском саду № 133 в Новосибирске. В июле сообщалось, что предприятие оштрафовано — изначально на 100 тыс. рублей, но из-за просрочки штраф вырос до 200 тыс. рублей.

Подобные ООО «Диапур» фирмы эксперты называют «фантомами»: компания зарегистрирована в общежитии по адресу: Костромской переулок, 13, в Самаре.

«Это не предприятие, оно не существует, — говорит исполнительный директор «Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции», координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко. — Это реквизиты юридического лица, которое используется для легализации продукции. Россельхознадзор удалит информацию по юридическому лицу из своего реестра. Соответственно, ни один килограмм продукции с этикеткой этого производителя больше не может передвигаться по стране».

9 августа организация действительно была исключена из реестра малого и среднего предпринимательства. Однако, замечает независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова, именно такие предприятия-фантомы по-прежнему остаются главными фальсификаторами: они работают какое-то время, после чего исчезают и появляются снова уже под другим названием. «Проблема фальсификации молока утратила прежнюю остроту, но сохраняется. Эта новость — про самарское предприятие — яркое свидетельство того, что даже зафиксированных случаев достаточно», — констатирует Рыбалова.

Молочные продукты фальсифицируют, заменяя качественное сырье менее ценным и более дешевым. Чаще всего для фальсификации продуктов из коровьего молока используют добавки дешевых растительных жиров: пальмового, пальмоядрового, кокосового и соевого, — а также заменители молочного жира. Сливочное масло, например, обычно фальсифицируют маргарином, а сметану разбавляют водой, добавляя низкокачественные молочные компоненты, крахмал, стабилизаторы.

Госзакупки поощряют фальсификат

По данным специалистов, сбывают фальсификат в основном в организации социальной сферы: больницы, школы, детсады и дома отдыха. «Основные объекты реализуются именно по этому каналу. Этот канал перекрыть пока не удается», — говорит Рыбалова.

В регионах и вовсе уверены, что некачественных молочных продуктов в социальных учреждениях значительно больше, чем в розничных магазинах. В Брянской области сообщали, что в 48% проб молочной продукции в школах и больницах в 2019 году был обнаружен фальсификат. В Тверской области за четыре месяца 2020 года специалисты Россельхознадзора из 64 проб, взятых в школах и детсадах, 25 оказались суррогатами. В июне надзорное ведомство в Самарской области отмечало: в 59 тольяттинских детсадов поставляли молочные продукты неизвестного происхождения. Там работала компания-фантом ООО «Омега».

Генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов объясняет: просачиваться в социальную сферу фальсификаторам удается из-за правил, установленных для проведения государственных закупок.

«При проведении тендеров на закупки ключевым фактором является цена, что позволяет фальсифицированным продуктам попадать в этот канал. Здесь задача государства — изменить принцип, чтобы ключевым фактором при закупках были все-таки вопросы, связанные с безопасностью и качеством продукции. Если это будет изменено, то и в этом сегменте фальсификация будет стремиться к нулю», — заявил он.

С фальсифицированными продуктами очень сложно конкурировать, особенно в нижнем ценовом сегменте. «Если видишь, что потребительский спрос находится на уровне 30 рублей за литр молока, то достаточно тяжело предлагать его по 50–70, потому что никто его не купит», — говорит директор Национального союза производителей молока.

Впрочем, по мнению Белова, в социальной сфере тоже есть подвижки. Во всяком случае, способы выдавить с рынка недобросовестных предпринимателей уже появились. «Еще год назад мы встречали ситуацию, когда по 100–150 рублей за килограмм покупали якобы сливочное масло, и директора школ разводили руками: мы ничего не можем сделать, мы не эксперты и не специалисты, не можем идентифицировать данную продукцию», — рассказывает эксперт.

По его данным, сейчас при каждой поставке должен быть электронный сертификат. «И если устанавливается, что поставка была с виртуального завода, который из одного литра молока сделал 1000 т творога, то у директора школы есть не просто право, а обязанность взыскать с поставщика денежные средства за продукцию», — поясняет Белов.

Фейс-контроль для предприятий

При этом из розницы суррогатные молочные продукты постепенно исчезают — с этим утверждением соглашаются все опрошенные эксперты. Белов указывает, что благодаря системе «Меркурий», в полной мере заработавшей в молочной отрасли с 1 ноября прошлого года, и изменениям в техническом регламенте, количество фальсификата снизилось до 0,9% по итогам 2019 года, с 4,4% по итогам 2018 года.

Как пояснили «Известиям» в Россельхознадзоре, теперь готовая молочная продукция должна проходить процедуру оформления электронных ветеринарных сертификатов в «Меркурии». Информацию ежедневно анализируют в территориальных управлениях надзорного ведомства. «В ходе такого анализа, в частности, можно проследить, из скольких тонн сырья была изготовлена готовая продукция. Иногда служба выявляет факты, когда объемы использованного для производства сырья не соответствуют объемам произведенного товара. Это становится поводом для проведения лабораторных проверок продуктов», — говорят в Россельхознадзоре.

В итоге, по мнению исполнительного директора Молочного союза России Людмилы Маницкой, проблем с фальсификацией в молочной отрасли теперь не существует — как и в смежных рыбной и мясной. Бражко отмечает, что изначально фальсификаторы пытались обойти «Меркурий», регистрируясь под разными юридическими и физическими лицами. Сейчас от них удается избавляться с помощью рабочих групп, созданных при управлениях Россельхознадзора.

«Если еще полтора года назад для того, чтобы зарегистрироваться, было достаточно просто направить заявление в соответствующее территориальное управление, то на сегодняшний день каждое новое предприятие проходит так называемый выездной визуальный контроль со стороны органа власти, когда совершается выезд на площадку: есть ли завод или нет», — рассказал эксперт.

Впрочем, Рыбалова предупреждает, что заявлять о победе над фальсифицированной продукцией нельзя. «Участились случаи фальсификации животным жиром. Этот вид фальсификации труднее определить. Мы можем и не знать, появилось ли что-то еще новое. Методы фальсификаторов совершенствуются», — говорит эксперт.

Она уверена, что для реальной борьбы с суррогатом одной системы оформления сертификатов недостаточно. Нужно вводить более строгую ответственность: сейчас есть штрафы, а нужны реальные уголовные дела.

«Возьмем те же Штаты. Там действует не только контроль, но и наказание по итогам контроля. В Штатах, если ты попался, то тебя закрывают навсегда — такие штрафы, после которых ты никогда не восстановишься. Там есть уголовное наказание за фальсификацию в молочной отрасли. У нас всё щадят, жалеют», — говорит Рыбалова.

Российские власти пока совершенствуют методы контроля. В Россельхознадзоре «Известиям» сообщили, что систему «Меркурий» планируют оснастить специальным модулем для автоматического выявления нарушений при оформлении ветеринарных сертификатов на продукцию. Он будет сопоставлять, сколько тонн сырья поступило на предприятие и сколько тонн продукции было из него произведено. Сейчас эта работа ведется, по сути, вручную.

Источник: iz.ru
Просмотры: сегодня: 1, всего: 1971

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность